Фрески Лоренцетти в Палаццо Пубблико и формирование общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения

Дмитриева, М. И. Фрески Амброджо Лоренцетти в Палаццо Публико в Сиене и формирование общественного идеала эпохи Возрождения, В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2020. Вып. 6 (1). С. 77–96.

Марина Игоревна Дмитриева, к. и. н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9)

m.dmitrieva@spbu.ru

УДК 94(450).05

Язык: русский

Статья посвящена исследованию проблемы влияния идейного содержания фресок «Доброго и дурного правлений и их плодов» А. Лоренцетти на представления авторов городских хроник Сиены XIV–XV вв. об обществе и власти. Исследуя актуальную для современной исторической науки проблему «конструирования» общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения, автор статьи отмечает характерный дуализм миропонимания, нашедший отражение как в образах Лоренцетти, так и в текстах изучаемых городских пополанских хроник: «доброе» правление противостоит «дурному», добродетели — грехам, мирный и благополучный город и округа — городу и округе, опустошенным и разоренным войной. Авторы городских хроник не только используют ключевые понятия «мира», «справедливости», «общего блага», «раздора», «войны», но и описывают сцены, изображенные на фресках Палаццо Пубблико. Автор статьи считает, что визуальные образы фресок, созданные Лоренцетти на основе идей выдающихся философов и религиозных мыслителей XIII–XIV вв., стали тем звеном, которое «связало» теоретический и обыденный уровни менталитета эпохи Треченто, что именно аллегории Лоренцетти оказали решающее воздействие на формирование общественного идеала сиенских пополанских хронистов эпохи Раннего Возрождения. Ключевые слова: cиенские городские хроники, фрески Лоренцетти, Палаццо Пубблико, Ренессансное государство

Постоянная ссылка: http://proslogion.ru/61-dmitrieva/

DOI: 10.24411/2500-0926-2021-00003

Creative Commons License