Юсим, М. А.
Начало Реформации по «Истории Италии» Ф. Гвиччардини, В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2017. Вып. 3 (2). С. 109–LP124age.
Марк Аркадьевич Юсим, д. и. н., научный сотрудник, ИВИ РАН, отдел западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени (119334, Москва, Россия, Ленинский пр., 32а)
youssimm@mtu-net.ru
УДК 284.2
Язык: русский
В статье рассматриваются главы из «Истории Италии» Франческо Гвиччардини, посвященные начальному этапу Реформации. Отношение флорентийского историка и политического деятеля к выступлению Лютера и его последователям было неоднозначным. Как и Н. Макиавелли, Гвиччардини считал соблюдение религиозного культа одной из опор общества и условием поддержания в нем нравственного здоровья, но в вопросах веры проявлял скептицизм. Несмотря на многолетнюю службу папе, Гвиччардини резко критически отзывается о Римской курии. Распространение учения Лютера он объясняет чисто политическими причинами: ослаблением верховной власти и передышкой в Итальянских войнах, которая отвлекла народы от связанных с ними забот. Автор «Истории Италии» упрекает папу в недальновидности и неумелой политике, не позволившей подавить бедствие в зародыше. Главную вину за распространение ереси он возлагает на немецких князей, которым оно оказалось выгодно. Гвиччардини, как и другие деятели эпохи позднего Ренессанса, например кардинал Г. Контарини, с сочувствием относился к идеям обновления, высказанным Лютером, но для итальянцев вселенская католическая церковь являлась одновременно и национальной, поэтому любую реформу, связанную с отторжением и умалением власти Рима, они воспринимали негативно.
Ключевые слова: Гвиччардини, «История Италии», Лютер, Реформация, Возрождение, папство, Савонарола, г. Контарини
Постоянная ссылка: http://proslogion.ru/32-youssim/